Автокраны незаменимые помощники при –
Строительстве зданий и сооружений, при погрузке и разгрузке и т.д.
Автокран или гусеничный кран – сравнение характеристик
Подъемные краны на колесном и гусеничном шасси относятся к категории мобильных кранов. Оба этих
вида выполняют одинаковую работу – поднимают и перемещают грузы в своей рабочей зоне. Они имеют
сходные конструкции: поворотная платформа, которая несет на себе стрелу, приводные механизмы и
кабину оператора. Главное различие между ними – тип шасси. И это порождает существенные отличия
в возможностях техники и особенностях применения техники.
Давление на грунт
Давление, которое гусеница
оказывает на грунт, намного меньше, чем давление колеса. Существенная разница между этими двумя
движителями сохраняется, даже если сравнивать гусеницы с многоосным колесным шасси. Например,
давление колес трехосного автомобиля повышенной проходимости составляет от 1,1 до 2,5 кгс/см2 в
зависимости от давления в шинах.
Гусеницы ненагруженного крана
оказывают давление 0,5—1,4 кгс/см2, с грузом на крюке – до 1,6 кгс/см2. Даже тяжелые гусеничные
машины дают невысокое давление на грунт, благодаря большой площади опоры. Например, среднее
удельное давление крана LIEBHERR LR 1350 при нагрузке 200 т составляет всего 1,15 кгс/см2.
Только при большом вылете стрелы с грузом из-за сдвига центра масс к краю опорного контура
местное давление может достичь 3—5 кгс/см2. Но это уже особый режим работы.
Проходимость
По проходимости гусеница
намного превосходит колесо. Главная оценка высокой проходимости – низкое давление на грунт.
Кроме того, гусеница иначе, чем колесо, взаимодействует с поверхностью при передаче тягового
усилия. Такая машина уверенно передвигается даже по рыхлому песку и по влажной глине. Грязь, в
которой даже полноприводной кран-вездеход на колесной базе
забуксует, для гусениц мало отличается от плотной поверхности.
Гусеничный подъемный кран способен перемещаться по строительной площадке в любую погоду, при
любом состоянии грунта. Даже многоосная колесная машина с полным приводом не сравнится по
Маневренность
Маневренность подъемного крана часто бывает крайне важной характеристикой, если предстоит работа
на тесной площадке. Гусеничное шасси позволят развернуться на месте. Обычно разворот
осуществляется передачей крутящего момента на одну гусеницу при застопоренной второй. При
многомоторной компоновке, когда каждая гусеница имеет свой привод, они могут вращаться
одновременно в противоположные стороны. Это позволяет развернуться вокруг центра шасси, что
уменьшает размеры требуемой площадки до горизонтальных габаритов машины.
Путем нескольких
последовательных смещений вперед-назад, чередующихся с поворотом гусеничный кран может
сдвинуться в направлении, перпендикулярном продольной оси. Все эти возможности позволяют
выставить подъемный кран на нужную для работы позицию в самых неблагоприятных условиях.
Похожими возможностями обладают некоторые специальные колесные шасси. Например, у трехосного
автокрана LIEBHERR LTC 1055 управляются все колеса. При развороте он может «вписаться» внешним
габаритом в круг радиусом 6,9 м при общей длине машины 8,4 м. Поворот всех колес на одинаковый
угол позволяет двигаться боком, под углом к продольной оси.
Но даже при такой гибкости управления колесное шасси уступает гусеничному в маневренности.
Мобильность
Способности к
самостоятельному перемещению у колесных и гусеничных подъемных кранов сильно различаются.
Колесное шасси обеспечивает высокую мобильность. Даже самые тяжелые автокраны, грузоподъемностью
750 тонн и более, сравнительно легко преодолевают расстояния в десятки и сотни километров.
Большинство моделей способны развить скорость 70—80км/ч. Обычная скорость при перегоне – около
40—60 км/ч.
Гусеничные краны не обладают
такой подвижностью. При скорости перемещения в 1—2 км/ч их реальная мобильность ограничена
площадкой, на которой производится работа. Для доставки подъемного крана на объект используются
автомобильные платформы для перевозки крупной техники, типа тралл. Стоимость такой доставки
выше, чем при самостоятельном перегоне.
Устойчивость
Устойчивость подъемного крана
определяется размерами опорной площадки, удаленностью, так называемых, ребер опрокидывания от
вертикальной проекции центра масс на грунт. Колесное шасси само по себе дает довольно узкую
опорную площадку. Кроме того, упругая подвеска, если она не блокируется, еще более снижает
устойчивость. Поэтому при работе автокранов практически всегда используются выносные опоры –
аутригеры.
Гусеничное шасси подъемного
крана имеет жесткую раму за исключением случаев, когда кран базируется на тракторе с
балансирными гусеницами. Гусеничные тележки обычно имеют многоопорную конструкцию с двойными
катками, а передние и задние звездочки имеют сравнительно небольшой диаметр и не приподняты над
землей. Все это дает широкую и жесткую опору, благодаря которой гусеничный кран, как правило, не
нуждается в аутригерах и с некоторыми ограничениями может передвигаться с грузом на крюке. В
Московской области достаточно сложных объектов, где требуется частое маневрирование подъемного
крана.
Применение
Автокран удобнее для тех
работ, в которых важна простота доставки машины на объект и быстрое приведение ее в рабочее
положение. Это погрузка, выгрузка, перевалка грузов, установка мачт освещения, мостовых балок и
другие монтажные работы. Наиболее популярны автокраны 16- 25 -100 тонн. Они обладают наиболее
востребованным сочетанием мобильности и грузоподъемности.
Обычное применение
гусеничного крана в Москве – строительные площадки с большими объемами работы. Они
удобны для длительной работы на одном и том же объекте, обычно обладают высокой
грузоподъемностью, как правило, больше 60 тонн. Гусеничные машины часто имеют башенно-стреловое
исполнение, большую высоту подъема груза и способны частично заменить башенный строительный
кран.